Основная задача службы скорой медицинской помощи (СМП) сформулирована во всех регламентирующих документах как оказание экстренной медицинской помощи при травмах или внезапных заболеваниях, угрожающих жизни, на месте происшествия и во время транспортировки больного или пострадавшего в стационар. Реализация данной задачи строится на методологических принципах:

  • Учет фактора времени как определяющего исход неотложного состояния.
  • Приближение специализированных видов помощи к населению.
  • Учет фактора диагностической неопределенности в условиях дефицита времени.

Для понимания, что следует ожидать от СМП необходимо рассмотреть принципы ее работы.

1. Фактор времени: имеет колоссальное значение для состояний угрожающих жизни – тяжелые травмы, особенно дорожные, падения с высоты, ожоговые, огнестрельные и др.; острые внезапные заболевания – инфаркт миокарда, инсульт, приступ удушья, судороги, потеря сознания; раны, сопровождающиеся кровотечениями артериальными или массивными венозными, маточные, желудочно-кишечные. Вызовы при этих состояниях относятся к категории «экстренных». Выполняются бригадами СМП в первую очередь и являются основной задачей службы.

При болях в животе, тошноте, головокружениях, головной боли без каких-либо дополнительных симптомов, болях при мочеиспускании и дефикации, а также при других внезапно возникших состояниях не угрожающих жизни или обострении уже имеющихся и пациенту известных хронических заболеваниях, т.н. категория «неотложные», временной фактор имеет некоторое, но не определяющее исход заболевание, значение. Вызовы выполняются бригадами СМП в порядке их освобождения, в очередь.

Фактор времени не имеет какого-либо значения при сезонных простудных заболеваниях, бронхитах, тонзиллитах, остеохондрозах, запорах, трофических язвах, фурункулах, панарициях, похмельном синдроме, алкогольном опьянение и т.п. Эти заболевания подлежат лечению в поликлинике, следовательно, не относятся к поводам для вызова СМП.

2. Для оптимального уровня диагностики и адекватной терапии в службе СМП имеется разделение бригад на различные профили: реанимационные (помощь всем пострадавшим в ДТП, на пожарах, при острых отравлениях и т.д.), где есть (или может возникнуть) необходимость проведения реанимационных мероприятий; бригады интенсивной терапии (БИТ) преимущественно кардиологической направленности, но способные, на должном уровне, выполнять и весь комплекс реанимационных мероприятий; общепрофильные (линейные) бригады в основном для оказания медицинской помощи взрослым пациентам с «неотложными» состояниями; педиатрические бригады для помощи детям в возрасте от 0 до 15 лет (все вызовы к детям первого года жизни выполняются в первую очередь); психо-неврологические предназначенные для оказания преимущественно психиатрической помощи.

Такое профилирование необходимо для качественной диагностики и оказания экстренной помощи нуждающимся пациентам. Всем необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, соответствующим набором медикаментов для реанимации и интенсивной терапии при состояниях, угрожающих жизни, бригады СМП располагают, в т.ч. и медицинскими кадрами, обученными экспресс-диагностике и оказанию экстренной медицинской помощи в условиях догоспитального этапа.

Другое дело вызовы к пациентам с заболеваниями категории «неотложные». Здесь и диагностика, и лечение заболевания в условиях СМП значительно затруднены: для диагностики необходим целый ряд дополнительных лабораторных и аппаратных исследований, динамическое наблюдение за пациентом, лечение, как правило, курсовое, иногда оперативное или стационарное, но не требующее экстренной госпитализации, а плановой, через поликлинику. Вот здесь и начинаются недоразумения между пациентом и работниками СМП – мы можем провести малоэффективное симптоматическое лечение: снять на небольшое время спазмы, болевой синдром, дать какие-то рекомендации по приему лекарств, которые должны быть у пациента или приобретены им или его родственниками в аптеке, но главная рекомендация – либо обратиться в поликлинику, либо транспортировка в стационар для динамического наблюдения и обследования, иногда без гарантии госпитализации, а пациент (или его родственники, что бывает значительно чаще) требует, чтобы лечили «здесь и сейчас» или госпитализировали в обязательном порядке. При этом часто жалуются, что «скорая» не имеет лекарств, не хочет везти в больницу, а если привозит, по жесткому требованию, а там не берут, то отказывается везти назад. «Скорая» у многих ассоциируется или с «поликлиникой на колесах», или с «социальным такси», но служба СМП не является ни тем, ни другим. Неоправданные ожидания приводят к неудовлетворенности.

3. Последний принцип – диагностическая неопределенность – для нашей службы, прежде всего, дефицит времени, а также отсутствие зачастую нормальных условий для осмотра и обследования больных, скудность диагностических возможностей и еще целый ряд причин, в том числе и настрой пациента попасть в стационар «по скорой», в связи с чем он не желает подвергаться «ненужному» осмотру на дому. Все это приводит к тому, что диагностические ошибки встречаются на этапе СМП чаще, чем в других лечебных учреждениях, но служба страхует пациента гипердиагностикой и, как уже говорилось выше, госпитализацией в стационар для обследования и динамического наблюдения. Пациентами это расценивается, как недостаточная квалификация медицинского персонала СМП: «Привезли в больницу, а оттуда через несколько часов отправили домой!» Но ведь не сразу же! Значит, обследовали и только после исключили диагноз.

С помощью этой короткой статьи мы надеемся получить взаимопонимание с нашими пациентами, т.е. станем вдвое сильнее, ведь бороться с болезнью будем уже общими усилиями, а не тратить силы и время на разборки кто и что и кому должен!

 

Е. Т. Аверьянов, Заместитель главного врача по медицинской части

{jcomments on}

​